Сведения об образовательной организации
  • 8 981 798 54 92 — Изготовление лекал
  • 8 911 845 18 32 — Школа Санкт-Петербург
  • 8 916 096 54 46 — Школа Москва

Каждый дизайнер, создавая коллекцию, где-то в глубине души надеется на восторги, признание и, конечно, коммерческий успех.

Каждый дизайнер, сталкиваясь с необходимостью как-то и где-то продавать плод своих трудов, слышит массу вопросов: а почему такое длинное/а почему такое короткое/а можно из другой ткани/почему так дорого?

Вопросам формирования цены и организации продаж посвящен сегодняшний выпуск рубрики «Будни дизайнера».

Я долго обдумывала этот материал – человеку с гуманитарным образованием не так-то легко погрузиться в загадочный мир цифр, процентов и холодного расчета. Мой материал вряд ли будет полезным для Алены Ахмадуллиной или старика Валентино, но, я надеюсь, в чем-то поможет начинающим дизайнерам.

Будни дизайнера, выпуск 6

Начнем с того, что дизайнер одежды, если отбросить весь этот романтический ореол, такая же профессия, как и все остальные. То есть этот труд должен приносить не только удовольствие, но и хоть какую-то прибыль. Сравнивать график работы дизайнера одежды и рядового менеджера я не буду — всем и так понятно, что творчество не подразумевает выходных и праздников, зато подразумевает работу в выходные, работу ночью, работу...всегда. И если администратор/секретарь/кладовщик получают зарплату, имея право на перекуры/больничный/отпуск, вполне справедливо, что труд дизайнера одежды тоже должен оплачиваться.

С самого начала наш бренд Estetica был ориентирован на производство недорогой одежды из натуральных материалов и с ручной отделкой. Мы честно старались угодить всем и продавали вещи по ценам, сопоставимым с самым доступным масс-маркетом. Так продолжалось около года. После несложных подсчетов и отсутствия средств на покупку тканей для новой коллекции мы осознали, что работаем себе в убыток. Вообще, так происходит со многими начинающими дизайнерами – продажи первых коллекций едва-едва покрывают затраты на ткани и производство, к этому просто нужно быть готовыми.

Но нам хотелось повышать качество обработки изделий, расширять модельный ряд, а это просто невозможно без привлечения опытного конструктора и швей. Вы конечно можете самостоятельно сконструировать 2-3 модели платья и отшивать их на поток, при этом у вас не будет никаких лишних затрат, но и развитие бренда в этом случае под большим вопросом – вы просто погрязнете в рутине. Это своего рода замкнутый круг – работая в низком ценовом сегменте, вы не сможете оплатить работу швей, конструктора, заказать качественные европейские материалы, увеличить тираж.

Будни дизайнера, выпуск 6

Тут вообще важно соблюсти баланс: с одной стороны вы продаете плоды  интеллектуально-творческого труда, с другой – цена должна быть адекватна модели, материалам и фурнитуре. Мы до сих пор в поиске этой золотой середины. Например, цены на платья Estetica начинаются от 4 000 рублей, но вместе с тем мы работаем над моделями из дорогих тканей и со сложной отделкой и, конечно, цена на такие вещи будет выше.

Но одно дело сшить  платье и рассчитать стоимость, куда сложнее организовать продажи. Наши продажи, как и у всех в самом начале, были в основном среди подруг. «Сарафанное радио» тоже сделало свое дело: к нам стали приходить подруги подруг и подруги подруг подруг. Во всей этой цепочке есть один большой риск – вы запросто можете вдруг обнаружить, что стали заниматься индивидуальным пошивом вместо дизайна одежды. Хуже того – вас могут попросить подшить джинсы, укоротить юбку или сшить занавески для свекрови. Как вы уже поняли, с нами именно это и произошло. Тогда мы решили открыть собственную мастерскую и продавать готовые вещи там. Сначала это было небольшое помещение в мастерских Союза художников на Заневском проспекте, где мы долго делали ремонт и боролись со строительной пылью. Соседство со столярными и стекольными производствами добавляло творческой атмосферы, но совсем не добавляло чистоты и безопасности. Из-за неосторожности одного из наших соседей случился пожар, тогда мы решили искать новое помещение. Еще одним минусом мастерской рядом с метро «Новочеркасская» было страшное для большинства клиентов слово «Новочеркасская». Поэтому следующее помещение мы искали поближе к центру города – так появилась наша мастерская и шоу-рум в «Пассаже» на Невском проспекте.

То, что начиналось как творческий проект, в итоге привело к серьезным административным функциям. Теперь мы не только занимались дизайном одежды, но и придумывали мероприятия, клиентские дни, акции и распродажи. Ко всему прочему, аренда постоянно росла, и в небольшое помещение мы были вынуждены искать соседей – дизайнеров одежды и украшений. Реклама и «раскрутка» шоу-рума занимала слишком много времени и не всегда приносила желаемый результат.  Взвесив все «за» и «против», мы решили отказаться от аренды собственного помещения. Скажу честно – это было нелегкое решение, но в итоге мы поняли, что просто не готовы были в тот момент «тянуть» на себе рекламу и продажи. Самым очевидным выходом из положения стала реализация коллекций через магазины дизайнерской одежды.

Будни дизайнера, выпуск 6

Конечно, у работы с магазинами, тоже есть свои минусы. Во-первых, это торговая наценка – каждый магазин устанавливает ее самостоятельно, в Петербурге это в среднем от 40 до 150 % к вашей цене. Во-вторых, у магазинов часто бывают собственные предпочтения по стилю одежды – где-то принимают к реализации только спортивное, где-то – только блестящее и т. д. и т. п. Ну и в-третьих – сама оплата: сдавая вещь под реализацию, деньги за ее продажу вы получите не сразу, а в среднем через 10 дней-месяц,  срок варьируется в зависимости от правил магазина.

Тем не менее, работа с магазинами – это выход на некий новый уровень. Уже два года мы продаем свою одежду именно таким образом – за это время у нас стало больше клиентов, мы получили возможность отслеживать популярность тех или иных моделей. В большинстве таких магазинов работают профессиональные стилисты, которые организуют составляют образы и организуют съемки, используя и наши вещи – именно такие фото иллюстрируют мою статью. Но самый главный и неоспоримый плюс такого сотрудничества заключается в том, что у нас появилось время для того, чем мы действительно любим и хотим заниматься – дизайна одежды.

На этой романтической ноте я заканчиваю статью, а в следующий раз постараюсь поподробнее рассказать о магазинах, которые сотрудничают с дизайнерами, и других возможностях для продажи дизайнерских вещей.

Будни дизайнера, выпуск 6

Комментарии