Сведения об образовательной организации
  • 8 981 798 54 92 — Изготовление лекал
  • 8 911 845 18 32 — Школа Санкт-Петербург
  • 8 916 096 54 46 — Школа Москва
ENG
Шитье и рукоделие в целом выступали ключевым элементом женского обучения в Российской Империи. Все девушки, поступавшие в российские школы, обучались основам шитья. Хотя женские школы готовили к нескольким видам профессиональной деятельности, все они имели отношение к производству одежды, отражая домашнюю идеологию. Grasser_швейное дело Единственной профессией, которой их действительно обучали, была профессия швеи. Шитье  давало возможность бедным городским женщинам возможность зарабатывать на жизнь, а также вносить свой вклад в семейный бюджет, работая на дому и не нарушая домашних и семейных идеалов правительства и общества. К 1870 г. шитье стало обязательным предметом для всех учениц начальных и средних школ. Всего в период между 1860 и 1914 гг. были основаны сотни школ и швейных мастерских, в которых девочек и женщин обучали искусству шить, вязать, вышивать и изготавливать шляпки и искусственные цветы. Однако опираясь на собственные подход к профессиональному образованию, подобные школы подрывали старую ремесленную систему, готовившую швей и портных. Теперь учеников выпускали не мастера, сертифицированные гильдиями, а учителя, получившие сертификат от государства. Grasser_швейное дело Фундаментальная связь между мастером и учеником, формировавшаяся за счет приобретения навыков, была разрушена. Работа, считавшаяся квалифицированной, перестала быть таковой.  Настаивая на том, что все женщины должны уметь шить, правительственные чиновники при поддержке образованных слоев населения превратили шитье в универсальное женское умение, которое подрывало само понятие мастерства. А как может считаться престижным то ремесло, которым владеет каждая женщина? Этот фактор вел также к снижению уровня качества работы и, соответственно, к неизбежному снижению заработной платы. Но прежде всего, общество перестало ценить женское рукоделие в общем и целом. Работа, выполняемая дома, оценивалась как неквалифицированная. Многие рассматривали шитье не как профессиональный труд в целом, а лишь как часть домашней работы. Учитывая, что женщин, занимавшихся шитьем, было много, работодатели платили им не так, как квалифицированным ремесленникам, а в условиях повышенной конкуренции, протесты были практически безосновательны. За исключением нескольких известных ремесленниц, большинство швей и портных не зарабатывали даже прожиточного минимума, потому что их работа считалась неквалифицированной. Grasser_швейное дело В 1889-1890-х гг. в Санкт-Петербурге состоялся Первый съезд по техническому и профессиональному образованию, на котором была создана отдельная секция, посвященная женскому профессиональному образованию. По мнению президента женской секции Я.Т. Михайловского, в то время, как другие профессии женщины должны еще «отвоевать» у мужчин, область женского рукодельного труда им исконно принадлежала и принадлежит, и подобает только улучшать ее».  Хотя его утверждение, что шитье – сфера исключительно женская и в ней не может быть конкуренции между мужчинами и женщинами, не совсем соответствовало действительности.  В портновском ремесле было задействовано немалое количество мужчин, в большинстве своем иностранцев, мужчины держали свои мастерские, ателье и магазины женского платья. Показательно, что при попытке сформулировать единый стандарт преподавания обнаружилась сама противоречивая природа вопроса о  статусе шитья в России. Как могли все молодые женщины обучаться одинаково, если одним шитье нужно было на уровне домашнего рукоделия и штопанья, а другим для профессионального мастерства и пошива на заказ или продажу? Так или иначе, во второй половине XIX в. с ростом популярности курсов шитья многие женщины открывали собственное ателье, не имея опыта работы учениками или подмастерьями. Учитывая невысокий уровень подготовки, на образование потных смотрели сквозь пальцы – главное, чтобы они удовлетворяли нужды покупателей. Многочисленные частные школы шитья и рукоделия Санкт-Петербурга конца XIX в. можно классифицировать по следующему признаку: школы, пользующиеся субсидиями Городской Думы и школы, находящиеся на самообеспечении. Всего в Санкт-Петербурге на тот момент за счет городской думы действовало около 20 частных профессиональных школ в сфере шитья и рукоделия. В женских профессиональных школах обучалось от 20 до 50 учениц. В среднем, курс кройки и шитья в зависимости от заведения, интенсивности  и продолжительности – стоил около 40 рублей в год (для справки: средняя заработная плата в Царской России в 1870 году составляла примерно 31 рубль в месяц, а в одной из следующих публикаций я расскажу из чего складывалась зарплата непосредственно в швейной индустрии.) Grasser_швейное дело С начала XX века все больше выражается тенденция открытия курсов и школ иностранцами, среди которых преобладали и женщины. В основном это были портнихи из Бельгии и Германии, так в 1911 г. появляется прошения О разрешении германской подданной А. Валь об открытии своей школы, а в 1913 г. бельгийской подданной Е. Лангфис. Годом раньше были учреждены академические курсы кройки и шитья, так мы можем судить о становлении профессионального уровня обучения. В конце XIX столетия появлялась узкая специализация, например, в 1892г. открывается целая школа шитья шляп мастерицы Ц. Кизиневич. В 1895г. такую же школу открывает О.А. Добровольская. На Невском проспекте 88 существовали «Курсы Парижской школы», в которых полный курс кройки стоил 30 рублей, столько же стоила полная программа обучения шитью. Реклама курсов обещала «Развитие вкуса при мастерских по Парижским моделям». При курсах также существовала мастерская дамских нарядов. По парижским выкройкам женщинам предлагалось платье на заказ (фасон шелкового платья около 40 рублей) или готовое платье. Специальная школа кройки и шитья Ксаверия Глодзинского располагалась на углу Невского и Литейного проспектов 64-78.  Сам автор так отзывался о своем курсе: «Единственная моя метода удостоена на всемирных выставках золотыми и серебряными медалями». Обучение стандартно длилось 3 месяца, после окончания выдавались свидетельства. Многие из преподавателей открывали свои мастерские. Школа имела свои отделения в Варшаве, Москве, Одессе и Львове, за 30 лет выпустилось около 49 тысяч учениц. В качестве позиционирования и рекламы школы и курсы шитья давали объявления в многочисленных модных журналах и адрес-календарях. Grasser_швейное дело В следующей публикации я расскажу о появление первой швейной машинки Zinger   

Комментарии