Сведения об образовательной организации
  • 8 981 798 54 92 — Изготовление лекал
  • 8 911 845 18 32 — Школа Санкт-Петербург
  • 8 916 096 54 46 — Школа Москва
ENG
Становление современной модной отрасли в России так или иначе взаимосвязано с исторически сложившимися чертами развития производства и продажи одежды в Российской империи бурного XIX века. Студентка института истории СПбГУ и по совместительству наша студентка Лена Воскресенская для своей дипломной работы провела ряд исследований о влиянии гендерного фактора на модную индустрию того времени. Она будет публиковать выдержки из свое работы для блога GRASSER. Лена обещала не утомлять читателей множеством цифр и статистических данных, а рассказать все самое интересное о женском швейном труде во второй половине XIX века, т.е. самом интенсивном периоде развития модной индустрии в императорской России. Рубрику мы решили назвать «Женщина и швейное дело. Взгляд  в историю», и всем, кто заинтересовался, предлагаем следить за Лениными публикациями в нашем блоге. А сегодня речь пойдет о проблеме женского труда в России второй половины 19 века. Итак, слово Лене: Grasser_Lena_Voskresenskaya Обеспокоенность российской общественности второй половине XIXв. проблемами женского образования переросла в обсуждение вопроса о том, как дворянки могут найти значимое для них занятие в жизни. Наибольшее внимание к этой проблеме привлекла первая женщина-политэкономист, Мария Николаевна Вернадская.В контексте проблемы женского труда особое место она уделяла именно шитью. В своих статьях Вернадская обращалась непосредственно к женщинам, призывала их поверить в свои силы, указывала на разные вредные предрассудки, которые создало общество и поддерживаются самими женщинами. Мужчина гордится тем, что работает за деньги и на свою трудовую копейку содержит свое семейство, а женщины  —  стыдятся платы за свой труд как позорного дела, который воспринимается как признание своей бедности. grasser_11 Бытовало мнение, что «не всякий решает жениться на швее, но это потому, что под словом «швея» предполагается обыкновенно девушка простого звания, грубая и необразованная, а если б были швеями образованные девушки, наверное, не казалось бы странным». Она утверждала, что если уважаемые женщины займутся работой в сферах пошива одежды или заботы о детях – то есть тем, чему они обучались,  - это поднимает социальный престиж такой работы в глазах общества. Более того, Вернадская полагала, что многие мужчины захотят жениться на швеях, если в этой сфере будут работать женщины из высокого положения. Считалось, что добропорядочная барышня всегда должна быть чем-нибудь занята. У нее существовал круг так называемых «приписываемых обязанностей», например, рукоделие. Считалось, что женщина всегда должна быть за работой, и рукоделие самое приличное для нее занятие; «нет ничего вреднее, когда девушка целый день ничего не делает». Однако Вернадская была убеждена в том, что труд  хорош только тогда, когда он производителен и полезен, в противном случае, он вреден, имеет издержки и является обманом. Так, шитье представало воплощением скучной домашней жизни дворянок. Вышивание – декоративное искусство, которое, вместо того, чтобы быть трудом продуктивным и значимым, служил лишь способом провести время и быть бесполезно занятой. grasser_12 В самом модном романе 60-х гг. XIX в. Н.Г. Чернышевского «Что делать?» идеи о женщине в швейном деле зазвучали неожиданно ново. Образ независимой Веры Павловны, хозяйки швейной артели, зарабатывающей деньги собственным честным трудом, вдохновил многих русских женщин на повторение пути любимой героини. grasser_13 В своих мемуарах известная представительница женского общественного движения 60-х гг. XIX в. Водовозова Е.Н. вспоминает: «С его выходом в свет женщины несравненно энергичнее начали стремиться к заработку: искали уроков, поступали на службу на телеграф, наборщицами типографий, в переплетные мастерские, делались продавщицами в книжных и других магазинах, переводчицами, чтицами, акушерками, фельдшерицами, переписчицами, стенографистками». grasser_14 Поиски женщинами работы не всегда стимулировала нужда. Преобладали идейные соображения, принципом новых людей была трудовая жизнь. Работа для женщин стала не только потребностью, душевной или материальной, но и своеобразной модой, поэтому многие из них, даже хорошо обеспеченные, забрасывали дома, семьи, детей ради работы, часто неинтересной и малооплачиваемой. «Все знакомые мне в то время отцы семейств, —  вспоминала Е. Н. Водовозова, — страшно возмущались вновь заведенным порядком». grasser_15 После публикации этого произведения молодые барышни стали все чаще убегать от родителей, перебираться в крупные города в поисках работы. Какая-то часть из них пыталась организовать швейные кооперативы по примеру Веры Павловны, но – как правило -  с плачевными результатами. Вскоре на многочисленных примерах стало ясно, что та легкость успеха, описанная в романе – трудно соотносится с реалиями российского рынка. Более того, основной проблемой оставалась полная неподготовленность самих девушек к организации собственного дела. К тому же, швейная промышленность сама по себе переживала глубокие изменения в связи с тем, что в 1860-х гг. в России появились швейные машинки. Механизация стала угрожать многим швейным профессиям. Не указывая, где именно она училась шить, Чернышевский подчеркивает, что Вера умеет шить просто потому, что она женщина. Так он подтверждает, что женский труд – особенная категория. Женщины рождаются, «инстинктивно и интуитивно» умея выполнять свою работу. Открывая швейную мастерскую, Вера пытается перенести женские добродетели, связанные с семейной жизнью, в мир работы. Девушки в ее мастерской в полной гармонии живут и работают вместе. На рабочих местах и в общей спальне, где живут швеи и их семьи, царит полная взаимопомощь, что резко отличает это место от агрессивной среды и нерегулируемого, капиталистического соревнования на рынке. Таким образом, для обоих авторов швейная индустрия являлась идеальной сферой для раскрытия предполагаемых женских талантов и освобождения женского труда. grasser_16
В следующей публикации Лена расскажет о тонкостях женского профессионального образовании в области швейного дела в указанный период : - о том, как идеологически было связано женское образование с шитьем. - как произошел переход от всеобщего  обучения женщин рукоделию к профессиональной квалификации -где и как можно было научиться шить и стать профессионалом своего дела в Санкт-Петербурге в 19 веке.

Комментарии