&noscript=1"/>
Сведения об образовательной организации
  • 8 800 301 59 39  —  школа и магазин 
  • в Санкт-Петербурге  (код 800 обязателен) 

ENG

Вы когда-нибудь задумывались о получении образования за рубежом? Наверняка у вас масса вопросов о визах и экзаменах, да и просто выбрать город и ВУЗ - уже задача не из легких.

Отвечаем на самые разные вопросы о зарубежном обучении вместе с нашей студенткой Лизой Артюхович, которая 5 лет провела в Лондонском Университете Искусств. 


Лондонский Университет Искусств (University of the Arts London или просто UAL) - это федерация шести художественных колледжей, специализирующихся на искусствах,  дизайне , моде и исполнительских искусствах. На данный момент занимает  2-е место в рейтинге QS Art & Design («Искусство и дизайн») среди университетов мира.

Лиза год училась на Foundation в London College of Fashion, затем было полугодовое обучение в Central Saint Martins по специальности “Дизайн женской одежды”, а после этого курса пошла учиться в Chelsea College of Arts на бакалавриат: дизайн текстиля, ткачество.

Мы поговорили с Лизой о еe опыте: о вступительных экзаменах, о процессе обучения, о сокурсниках и преподавателях. Спойлер: Лондон, возможно, не самый лучший вариант для зарубежного обучения в сфере производства одежды, хоть и считается мировым центром дизайна. Но обо всем по порядку.

1

Лиза на выставке в музее Виктории и Альберта. Лондон, 2018 год


Какой курс вы закончили в Grasser и когда?
Базовый курс: как построить юбку, платье и блузку. Курс дал возможность понять, как конструировать одежду и из плоских лекал делать 3D одежду. До этого курса я не понимала, зачем вытачки и как читать лекала. Мышление было слишком творческим, слишком абстрактным, не применимым к индустрии. Когда осознала, что не понимаю, как сшить мной нарисованное - пошла учиться. 


Какое образование вы получили в России перед обучением за рубежом?
У меня был диплом об окончании средней школы в Петербурге, потом мы семьей переехали в Минск. Я пошла работать в ателье, параллельно занималась в мастерской у художника Анатолия Кузнецова и готовилась к IELTS. С помощью Анатолия Васильевича я сделала портфолио для поступления. Это была грандиозная работа, мне снились цвета и мое портфолио! Такого подхода, как у него в мастерской, я нигде не встречала ни до, ни после. Мы занимались тем, что любим — искусством: колористикой, рисунком, коллажем и живописью.

Почему выбрали именно Великобританию и рассматривали ли другие страны? 
Я рассматривала Италию (Polimoda и Maragnioni), Англию и Россию (РГУ им. А.Н. Косыгина, Британскую школу дизайна и университет промышленных технологий и дизайна). В России была на всех днях открытых дверей, общалась с преподавателями, видела дипломные работы, ходила на выставки зарубежного образования. В общем, с родителями решили выбрать лучший  на наш взгляд ВУЗ, и я выбрала UAL. Сначала поехала на короткие курсы по подготовке портфолио и через год - полтора поехала на Foundation. Короткие курсы в UAL очень увлекательные и увлекающие, на них можно научиться иногда большему, чем за месяцы учебы. Преподаватели всегда на позитиве и вкладываются в каждый час учебы. Я правда загорелась всей этой студенческой жизнью и картинкой UAL. Все, кто туда поступал или там учился, знают о чем я говорю. 


Какие экзамены нужно было сдавать для поступления?
Для поступления на Foundation были нужны IELTS и портфолио, затем живое интервью, представитель университета прилетала в Санкт-Петербург и там отбирала студентов для учебы. Поверьте, поступают на платное обучение за границу далеко не все, они правда тщательно смотрят на уровень подготовки.  Всегда отмечали свободное владение карандашом, скетчинг очень ценится в творческом ВУЗе в Англии.


Расскажите о визе: как ее получать? Возникли ли у вас какие-нибудь сложности при оформлении визы?
Виза выдается после поступления и того, как университет пришлет официальное приглашение. Лучше всего обращаться к проверенным специалистам (хотя бы в первый раз), которые отправляют каждый год студентов на учебу за границу: они помогут собрать все документы и знают все нюансы. Так вы с наибольшей вероятностью получите визу.
Однажды у меня возникли сложности с визой. Для ее получения нужна выписка с банковского счета о наличии средств. Деньги должны лежать на счете около месяца или двух, не помню точно, и даже если на 100 фунтов оказывается меньше, чем нужно, то могут отказать. После Foundation был год кризиса и сильный скачок русского рубля, в тот год фунт стал стоить 100 руб вместо привычных 50,  и этого невозможно было предугадать. Так моя учеба на бакалавриате отложилась на год.

Как организован процесс обучения в UAL? Опишите один день из жизни в колледже.
Проекты, проекты, проекты. Одновременно может быть 2-3-4 и больше. Бриф, потом мудборд, цветовая гамма, концепция, много скетчей, отбор, много скетчей, отбор, финальный отбор, накладывание цветовой гаммы и главное — создание самих вещей.
В Central Saint Martins был режим, которого у меня потом не было никогда. Вставала в 4 утра и  рисовала, к 10 утра в универ, до универа успевала забежать распечатать мудборд или модели, всегда много всего нужно было печатать, затем пешком и бегом на 5-й этаж здания. Занятия шли с 10 утра до 4-5 вечера с перерывом на обед. Потом работала в библиотеке, домой приходила в 8, ложилась спать в 9 и снова в 4 утра подъем. Это было очень продуктивное время, потому что на рассвете работает мозг. Если рисовать по ночам, то только механически работать, плюс отсутствие дневного света сильно влияет на психическое состояние, мне всегда хочется видеть дневной свет — это радость, витамины и ощущение гармонии.

Что было самым сложным в процессе обучения?
Коллектив. Очень высока конкуренция среди однокурсников, особенно в Central Saint Martins. Если бы я знала, в какой коллектив попаду в CSM, никогда бы туда не пошла, в то время как в других колледжах я нашла друзей и общаюсь с ними до сих пор.
Плюс плохое отношение, из-за того, что я из России (Я из Беларуссии, но это было не важно). Был год кризиса отношений Запада и России, часто бывало, что преподаватели читали новости и потом со мной не разговаривали, потому что русская. Но  конечно, не все. Встречались преподаватели с широким кругозором и одногруппники, которые бывали в России... Если искать общее, то можно найти, если искать, что разделяет, то всегда можно найти то, что разделяет.

2
Одногруппницы Лизы в Chelsea College of Arts

Где вы жили во время учёбы? UAL предоставляет жильё для иностранных студентов или нужно что-то искать и снимать самостоятельно?
Есть хорошее общежитие для студентов London College of Arts, но комнаты разбирают в первый час открытия. Нужно сидеть и ждать, когда можно забронировать комнату. Первый год я жила в общежитии, но не при университете, потом мне родители снимали квартиру.
Аренда жилья в среднем стоит от 250 фунтов в неделю. Дешевле может выйти, если снимаешь с кем-то. Например, можно снять хоть дом за 1000 фунтов в неделю и поселиться туда втроем/вчетвером. 

Расскажите о выпускных экзаменах. У вас была финальная работа? Какая?
На бакалавриате весь третий год я делала дипломную работу и писала диссертацию, она была посвящена моей любимой теме -  это повседневная традиционная одежда белорусских крестьян в начале 20 века. Моя дипломная работа была соткана на 2х станках — жаккардовый и обычный электронный станок (Dobby Loom). Состав тканей был шелк+лен и хлопок+лен. Это был творческий и немного философский проект. Белое на белом. Природа, технологии, немного традиций - все переплелось. Как дополнение к дипломной работе я сделала colour book с выкрасками белого на белом, это было тоже как исследование того, насколько разный может быть белый цвет. На работу с цветом меня вдохновила голландская дизайнер Hella Jongerius, ее выставка ‘У меня нет любимого цвета’ произвела большое впечатление.
Мои дипломные работы участвовали в конкурсе, выставлялись в музее Виктории и Альберта и на выставке Premier Vision. Это была большая пиар кампания по продвижению льна в Европе и UK.

3
Дипломная работа Лизы в Chelsea College of Arts


Что вам дало это обучение?
Из обучения в Англии я вынесла две вещи. Во-первых, o работе в команде: если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!
А вторая: хочешь чему-то научиться? Иди в библиотеку, иди в мастерскую и сам учись.
Обучение научило делать творческие проекты, доделывать работу до конца от поиска до коммерческого продукта, научило учиться, не переставать удивляться, работать в команде с людьми разных национальностей и религий.


Какие советы вы можете дать тем, кто собирается изучать моду и дизайн за рубежом?
Всем советую получать базовое образование в России, за рубеж ехать на магистратуру. Но нужен баланс, возможно после 2-го года стоит уехать. Если это Англия, то очень сильный творческий университет только с магистратурой — Royal College of Art, также очень советую рассмотреть Францию и Голландию. У меня как-то была преподаватель из Голландии, ее требовательность подходит русскому человеку, а вот это английское — что хочешь, то и делай, совсем не подходит, на мой взгляд. И еще важный момент, если вы хотите работать за границей, то нужно учиться за границей, если вы хотите работать в России, то лучше и образование хотя бы первое получить в России, это и связи, и понимание, как работать в системе, в команде. 

4

Студентки Chelsea College of Arts (справа) копируют фотографию ткачих из Bauhaus, одного из первых заведений, где обучали ткачеству.


Вы являетесь автором проекта Senno. Расскажите подробнее о проекте: какие основные принципы бренда?
Есть такой город в Беларуси - Сянно, есть река Сена в Париже. Хотелось найти название, связанное с локацией и с европейской культурой, так как мы во многом похожи, если брать народную культуру.
Бренд стал продолжением темы, которую я исследовала на последнем году бакалавриата. Эстетика повседневной одежды. Одежда Senno для современных женщин, кто любит и изучает локальную культуру. Это фактуры и ткани, которые возвращают к истокам, много внимания уделяем обработке и крою. Традиция в современном прочтении или Modern Folkwear, как у нас везде написано.  
5


И напоследок. Как повлияло обучение в Grasser на вашу дальнейшую жизнь? Какой курс вы могли бы посоветовать новичкам? 
Я обучалась только на одном курсе — Базовом, хотела бы пройти все, потому что знаю преподавателей лично, и подход каждого преподавателя здоровский. Ни один английский педагог не останется после рабочего дня что-то объяснять или помогать. Наша русская преподавательская культура совершенно другая, а школа Grasser - это высокий уровень русской школы. Наверное, хотелось бы посоветовать не онлайн обучение, а личное присутствие в Санкт-Петербурге на занятиях на Петроградской стороне… это такое красивое творческое место, и личное присутствие там, в этом городе в кругу профессионалов точно даст свои плоды.

После курса Grasser я начала лучше разбираться в лекалах, нет страха что-то сшить, когда отрисовываю модели, то сразу думаю, как это будет в обработке и в крое. Не боюсь общаться с конструктором и говорить технологу то, что мне надо. Легче добиваться качества в готовом продукте. Опять же это работает и в обратную сторону. Когда технолог и конструктор мне говорят, что что-то не сработает, то я 10 раз подумаю, это настоящий творческий процесс работы в команде. 


Комментарии

Екатерина 02.09.2021 16:57:45

Спасибо за интересное интервью! Полезная и местами неожиданная информация!