Школа конструирования одежды
Магазин выкроек и мастер-классов

Кто придумывает модные тренды

23 октября 2021
И когда шапка-шлем от Grasser войдёт в базовый гардероб?

01 

В этой статье:

  •  Кто придумывает тренды?
  • Что общего у Карла Лагерфельда и украинской авиакомпании SkyUp.
  • Один всё поясняющий график: найдите себя.
  • Один мем.
  • Когда выкройка шлема №836 от Grasser перестанет вызывать такую бурю эмоций?

Что такое тренд

В широком смысле термин «тренд» касается не только моды, но и экономики, политики, науки, искусства и вообще любой сферы человеческой деятельности. Например, всё больше людей не покупает квартиры и автомобили, а берёт их в аренду — и это тоже можно назвать трендом.

Тренд — это тенденция, направление в развитии какого-то явления в нашей жизни.

«„Быть в тренде“ на личном уровне теперь значит не только одеваться в духе времени, но и, к примеру, инвестировать, раздельно собирать мусор или вести здоровый образ жизни», — говорит Кристина Смирнова, руководитель отдела UX-исследований и трендвотчинга в РБК.

Тренд не берётся из воздуха, на его формирование влияют:

  • развитие технологий: арендовать машину стало возможно с помощью пары кликов в приложении,
  • изменения в философии: зачем обременять себя владением недвижимостью, если в любой момент можно сменить место жительства,
  • экономическая ситуация: аренда чаще доступней, чем приобретение.
Аналогично и на модные тренды влияют изменения, которые происходят в обществе.


Кто придумывает модные тренды?

Самый простой и понятный пример — new look Кристиана Диора. Новый стиль появился в середине XX века, после мирового экономического кризиса и Второй мировой войны.

Во время войны существовало ограничение на использование хлопка, кожи, шёлка не для военных нужд. Ткани не хватало: короткая длина, отсутствие сложного декора и драпировок — это вынужденный тренд. Женщина должна была нести все тяготы военного времени и в чём-то заменить мужчину — отсюда широкие плечи у жакетов. Наряды напоминали военную форму: стиль милитари стал естественным отражением того, что происходит вокруг.

02
Из рождественского каталога Spiegel, 1942, США

После ужасов и ограничений военного времени мир хотел красоты, эстетики и театральности. И в 1947 году Кристиан Диор показал свою первую коллекцию, которая отвечала запросам общества — так появился стиль new look.

03
Модель Dior на улицах Парижа

Модные тренды придумывает не группа дизайнеров-заговорщиков. На то, что мы носим, влияют изменения, которые происходят в обществе.


Что общего у Карла Лагерфельда и украинской авиакомпании SkyUp

Ещё один пример, который ближе к нам по времени.
Знаете ли вы, кто впервые предложил носить платья с кроссовками? Сам Карл Лагерфельд!

Проследим хронологию:

1975-й год: кроссовки в сочетании с шёлковым платьем впервые появляются в кутюрной коллекции Chloé.
1981-й год: обозреватель New York Times Мерлин Бетани пишет: «В 1975 он [Лагерфельд] совместил шёлковое платье с кроссовками и доказал, что обувь на плоской подошве может быть уместна в любой ситуации. Поначалу критики считали его идеи ужасно эксцентричными, но сегодня мы видим, как они прижились на самых модных улицах».
2013-й год: Chanel с Лагерфельдом во главе выпускает коллекцию, в которой платья-футляры дополнены кроссовками.

В период с 1975 по 2013 год жизнь меняется: всё больше женщин работает, многие добираются в офисы в центре города из спальных районов и пригородов. В некоторых городах в центре запрещено движение на автомобилях. Женщины не могут теперь всё время быть на каблуках, им нужна удобная обувь, в которой они могут быстро перемещаться и которую можно быстро сменить на туфли, если это нужно. Так в больших городах люди всё больше привыкают к деловому костюму и платью с кроссовками.

04
Chanel весна-лето 2014

Далее тренд подхватывают стритстайлеры, а модные женские журналы наполняются статьями про то, как сочетать спортивную обувь с платьями.

2021-й год, июнь: исследователь моды Тим Ильясов делится своими наблюдениями о Петербургском международном экономическом форуме: «Вчера даже Валентина Ивановна [Матвиенко] выступала перед юной аудиторией (вне основной программы форума) в кроссовках. И это, скажу я вам, уже серьёзный прецедент в процессе эволюции дресс-кодов».

05
Фото: Facebook Тима Ильясова, Инстаграм SkyUp


2021-й год, июль: украинская компания SkyUp представляет обновлённую форму для стюардесс, которая состоит из свободного брючного костюма и кроссовок.

Так острый тренд «кроссовки + классический костюм / платье», проникнув в униформу и консервативный дресс-код, становится близок к тому, чтобы стать новой классикой.

Аналогичный путь от неприятия до всеобщего распространения проходит и любой другой тренд.


Как распространяется тренд

Разные типы людей присоединяются к новому тренду на разных этапах:

  • новаторы и ранние последователи подхватывают новшество первыми,
  • далее присоединяется раннее и позднее большинство: тренд распространяется и становится понятным всё большему количеству человек.

06

Шутка из советского фильма «В джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения» может служить описанием группы, которая присоединяется к тренду последней.


07
К/ф «Самая обаятельная и привлекательная», 1985


Когда шапка-шлем от Grasser войдёт в базовый гардероб?

А теперь давайте посмотрим, как распространяется мода на этот головной убор.

08

Шлем напоминает формой плавательные шапочки 20-30-х годов, которые защищали от воды красивые укладки купальщиц.

09
Слева: обложка журнала Judge, 1926. Справа: шапочка для плавания, имитирующая укладку «марсельская волна», 1934

В 60-е весь мир думал о покорении космоса, и дизайнеры Пьер Карден, Андре Курреж и Пако Рабан создали шлемы, напоминающие головные уборы будущего.

10
Pierre Cardin, 1960-е

В сезоне весна-лето 2019 шапочки выпустили Chanel, Dior, Ulyana Sergeenko — пока это кутюр и высокая мода.

11
Chanel, Dior, Ulyana Sergeenko весна-лето 2019

В 2021 году Miu Miu показывает шапки-шлемы в образах, напоминающих экипировку сноубордиста. И этот сценарий использования уже ближе к нашей повседневной жизни.

12
Miu Miu осень-зима 2021/2022

Такой предмет, как шапка-шлем, ещё и отражает то, что происходит в мире. На фоне напряженной обстановки в обществе из-за пандемии, сложной экономической ситуации и т.д. ощущение безопасности становится новым трендом. И это ощущение отчасти можно черпать в одежде.

«<…> реальные атрибуты времени как реакция на невидимую угрозу — маски и балаклавы, заменяющие нам опущенные забрала, длина макси, скрывающая тело, и элементы милитари, напоминающие об исторической функции одежды как защиты», — пишут Катя Работа и Саша Манакина для журнала Instyle.


13
Balenciaga осень-зима 2021/2022


Итак, некоторые современные тренды в одежде отражают потребность общества в ощущении безопасности. Шапочка-шлем — это яркий пример этой тенденции. Кроме того, шлем защищает от холода, ветра и делает образ стильным. Несмотря на всё, этот головной убор всё ещё может восприниматься с трудом.

И тут на сцену выходит Zara, главный агрегатор мировых трендов.

14
Фото: Zara

На сайте производителя это называется «трикотажный капюшон». Сколько времени пройдёт, чтобы этот капюшон распространился по всему миру, учитывая, что магазинов Zara — 2131, не считая онлайн?

Мы уже видим этот очаровательный головной убор то тут, то там. Помните про ранних последователей тренда?

15

Инстаграм: @ahvarya

В новой коллекции Grasser осень 2021 мы показали, как можно вписать шапочку по выкройке №836 в повседневный образ. А если её сделать двусторонней, вариантов будет ещё больше!

16

Делаем ставки, что совсем скоро шлем станет головным убором, которым никого не удивишь.











2 комментария

Комментарии

Чтобы оставить свой отзыв необходимо войти или зарегистрироваться

Ирина Боровкова

15 февраля 2022

Вспомним популярный сериал &quot;Рассказ служанки&quot;. Там шлемы тоже есть &#41;

Eleonora1973

28 октября 2021

Отличная статья, спасибо!!!

Подпишись на рассылку

Получи в подарок видео о планировании швейного графика

Нажимая на кнопку Подписаться я даю согласие на обработку моих персональных данных согласно политике конфиденциальности